пятница, 10 декабря 2021 г.

Знакомство детей с русским народным творчеством в подготовительной группе.

Большинство   населения   нашей   страны,   к   сожалению,   очень   поверхностно знакомо   с   русской   культурой.   Как   жили   русские   люди?   Как   работали   и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие обычаи они соблюдали? Чем   украшали   свой   быт?   О   чем   мечтали?   Ответить   на   эти   и   подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Решая эту задачу важно уже в дошкольном возрасте доносить до сознания   народной   культуры, детей,   что   они   являются   носителями   русской   воспитывать  детей в  национальных   традициях.    

Истоки русской  народной культуры,   а   именно   фольклор   является   в   дошкольном   возрасте   главным материалом при знакомстве детей с русским народным творчеством. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Как известно, чтобы чему – то научить ребенка, что­-то привить, что­-либо в нем развить, что­-то воспитать надо создавать условия. При знакомстве детей с русским народным творчеством выделить можно следующие приоритеты: Первый. Создание атмосферы национального быта.     

Окружающие   предметы   оказывают   большое   влияние   на   формирование душевных   качеств   ребенка   –   развивают   любознательность,   воспитывают чувство прекрасного. Детей   должны   окружать   предметы,   характерные   для   русского   народного быта –это позволит детям с раннего детства ощутить себя частью великого народа. Решая эту задачу, в нашем детском саду была создана « Изба». Одна из комнат детского сада была оборудована различными предметами и утварью старины. Именно в этой комнате хорошо проводить   все занятия по ознакомлению детей с русским народным творчеством – это и знакомство с предметами старины, и знакомство с народным искусством, и знакомство с традициями, русскими праздниками, играми, с русским фольклором, это и практические (продуктивные ) занятия, на которых дети  получают специальные навыки и умения ( например, роспись игрушек, лепка посуды, вышивание и т.д.) Дети знакомятся  с народным   творчеством и вне занятий для этого в каждой группе   нашего   детского   сада   есть   соответствующее   оборудование   и материалы в соответствии с возрастом детей. Например, уютный уголок домашний, где есть   стол со скатертью, сундучок с нарядами, люлька, утюги, сударь и сударыня в русских национальных костюмах, фотографии в семейном альбоме; музыкально­театральный   уголок,   где   дети перевоплощаются   в артистов, разыгрывают различные сценки из сказок, музицируют и т. д. Второй.   Широкое   использование   фольклора  (   сказок,   песен,   частушек, пословиц, поговорок и т.д. ) В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре и красоте, правде, верности и т.д.  Особое место в таких произведениях   занимает   уважительное   отношение   к   труду,   восхищение мастерством   человеческих   рук.   Благодаря   этому   фольклор   является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с фольклором приходит как на занятиях , так и вне их. С младшими детьми колыбельные поют. 

Младшим детям загадывают загадки несложные про котика : « Мягкие лапки, а в лапках царапки» , про петушка : « Кто всех раньше встает, голосисто поет?» Младших   детей   знакомят   с   шумовыми   инструментами:   бубен,   колокольчик, барабан, деревянные ложки. С детьми средней группы так же поются колыбельные песенки, осуществляется знакомство с дудочкой . Знакомят с русскими народными песенками : « Как у нас­то козел», «Петушок», «Гуси вы, гуси», «Курочка­Рябушка»; с закличками, частушками, небылицами. Дети танцуют русские народные танцы. Детей средней группы знакомят с русскими народными загадками о домашних животных: « Спереди   пятачок,   сзади   крючок,   посередине   спинка,   а   на   ней   щетинка»,   « Борода да рожки бегут по дорожке», « Отворилась тихо дверь, и вошел усатый зверь, сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой». С детьми средней группы разыгрываются представления по мотивам русских народных сказок « Жихарка», « Теремок». Старших детей знакомят с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном   быте   и   гостеприимстве:   «   Ой,   ты,   печка­   сударыня,   помоги   нам, боярыня : ты свари, испеки, обогрей, освети, полечи и спаси, в дом богатство принеси». « Эх, возьму я в руки балалайку да потешу я хозяйку. Сядем, братум, все рядком да частушки пропоем!» Старшим детям загадывают загадки о предметах крестьянского труда и быта: « Кто берет сено тремя зубами?»(вилы), « Для кудрей и хохолков целых двадцать пять   зубков.   И   под   каждым   под   зубком   лягут   волосы   рядком»(расческа). Старших детей знакомят так же с потешками: « Под кустом у дорожки сидели скоморошки. Я – скоморох Прошка. А я – Федул­скоморошка. Федул, а, Федул, что губы надул?Кафтан прожег. Зачинить можно? Можно, да иглы нет. А велика ли дыра? Один ворот остался. Под кустом у дорожки сидели скоморошки. Они срезали по пруточку. Они сделали по гудочку. Вы гуды, гуды, гудите, парней, девок веселите». Со старшими детьми так же разыгрываются представления по мотивам русских народных сказок; разучиваются пословицы о дружбе и смелости : « Старый друг лучше новых двух»; « Друзья познаются в беде»; « Смелость города берет.» Старших детей знакомят с особенностями   содержания колыбельных песен и приговорок, с русскими народными инструментами : гуслями, гармоникой; дети исполняют русские народные песни: « Во поле березка стояла», « Куда летишь, кукушечка», дети водят хороводы, выразительно исполняют частушки, плясовые песни: « Как у наших у ворот».Детей знакомят с лирической песней : « То не вечер ветку клонит».Детям рассказывают о любви русского народа к песне. Третий.  При   знакомстве   детей   с   русским   народным   творчеством   –   это знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.   Обрядовые   праздники   тесно   связаны   с   трудом   и   различными   сторонами общественной   жизни   человека.   В   них   присутствуют   тончайшие   наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках,   должна   быть   передана   детям.  В   нашем   детском   саду   проводятся   как обрядовые, так и традиционные праздники:  осенний праздник  день матери  новый год  масленица  рождество  масленица  день защитника отечества  международный женский день  спортивные праздники  ярило и т. д. Четвертый.   Знакомство   с   народными   играми.  праздники всегда связаны и игрой. К сожалению, надо помнить, что народные игра   как   жанр   устного   народного     творчества   являются   национальным   Народные   обрядовые богатством,   и   мы   должны   сделать   достоянием   наших   детей.   Русские народные   игры   включены   в   программу   «   Детство»   во   всех   возрастных категориях. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию, а разученные с детьми прибаутки, считалки,   скорогорки   делают   процесс   игры   более   интересным   и содержательным.   Народные   игры   широко   используются   на   утренних гимнастиках, физкультурных занятиях, особенно, когда они сюжетные. В младших группах – это « Салки­догонялки», « Заинька»,  « Жмурки». Для детей средней группы – это « Пчелы», «Бабка Ежка», «У медведя во бору», « Пятнашки», «Гори, гори, ясно». Со старшими детьми играют в более сложные и по сюжету, и по фактуре народные игры – это « Лиса и зайцы», «Медведь», «Жаворонок», «Скакалка», «Салки   с  мячом», « «Ручеек»,  «Два   мороза», «Водяной», «Перетягивание каната». Пятый. Знакомство детей с народным искусством, что является основой русской национальной культуры.   Народ   прославлял   свои   творческие   устремления   и   способности   лишь   в создании   предметов,   необходимых   в   труде   и   быту.   Однако,   в   этом   мире утилитарных   вещей   отражалась   духовная   жизнь   народа,   его   понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и другое. Народные мастера не   копировали   природу   буквально.   Реальность,   окруженная   фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на  прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки. Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и   игры   с   ними.   Особый   интерес   вызывают   яркие   матрешки.   Малышам рассказываем   о   красоте   и   особенностях   этой   игрушки.   Постепенно   ребят подводим   к   осмыслению   понятия   «народная   игрушка».   Старших   детей знакомим с историей ее возникновения и со сведениями о создававших ее мастерах; предлагаем ребятам попробовать составить небольшие рассказы , где действующим лицом была бы матрешка. Дети любят дидактические и хороводные игры с участием этой игрушки. Чудо­ремесло – дымковская игрушка. С элементами дымковского орнамента знакомим уже самых маленьких. В старшей группе ребята осваивают технику дымковской росписи и начальные этапы лепки игрушек.  Старших   детей   знакомим   с   городской   росписью.   Дети   с   удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц на кухонных досках и панно;   знакомим   детей   с   прялкой,   основными   элементами   хохломской росписи. Детей   подготовительной   группы   учим   вышиванию,   знакомим   с   народной вышивкой, кружевами. Итак:   окружая   детей   атмосферой   национального   быта,   широко   используя фольклор в воспитательно­образовательной работе с детьми, знакомя детей: с   традиционными   и   обрядовыми праздниками,   с   народными   играми;   с народным искусством мы воспитываем детей в национальных традициях, а дети постепенно начинают осознавать, что они являются носителями русской национальной культуры.











1 комментарий:

  1. Спасибо большое за интересное и увлекательное мероприятие, красивые фотографии, костюмы и куклы.

    ОтветитьУдалить